Исследование Тинькофф Бизнеса: каждый второй бизнес в офлайн-рознице подключает более одного способа приема платежей

Москва, Россия — 9 апреля 2024 года
Тинькофф Бизнес в рамках аналитического проекта Tinkoff Data провел исследование популярности разных способов приема платежей в розничном бизнесе, включая платежи банковскими картами на терминале, по QR-коду или с использованием приложения Pay to phone в смартфоне.

Расчеты проводились по данным о платежных транзакциях более 40 млн клиентов-физлиц и оборотах бизнес-клиентов Тинькофф в 33 категориях розничного бизнеса с января 2023 по февраль 2024 года.

Прогноз роста количества покупок и оборота платежей по QR-коду построен с помощью сервиса для аналитики и прогнозирования на основе искусственного интеллекта ETNA.

Основные выводы:

  • 52% розничных предпринимателей к концу февраля 2024 года подключили в торговых точках два и более способа приема платежей. При этом в интернет-торговле более одного способа оплаты используют 36% предпринимателей.
  • Каждый второй россиянин (55%) в феврале 2024 года хотя бы один раз за месяц оплачивал свои покупки по QR-коду. Каждый пятый покупатель, использующий QR-код, оплачивает этим способом более 10 покупок в течение месяца.
  • По итогам 2023 года покупатели сделали с помощью QR-кода в 5 раз больше покупок, чем в 2022 году. При этом обороты платежей по QR-коду оказались в 4 раза больше, чем годом ранее. По прогнозам ETNA, к июлю 2024 года и число покупок, и обороты платежей по QR-коду увеличатся еще в 1,5 раза.
  • Больше всего покупок по QR-коду в феврале 2024 года россияне совершали в супермаркетах (23%), на маркетплейсах (14%), в такси (10%) и общепите (9%).
  • Наибольшие доли оплат по QR-кодам в феврале 2024 года наблюдались в категориях безналичных чаевых (74%), ювелирных изделий (45%), спорттоваров (28%), маркетплейсов (24%) и кинотеатров (18%).

Предприниматели в офлайн-торговле чаще, чем в онлайн-коммерции, используют два способа приема платежей и более

В начале 2023 года 86% предпринимателей в офлайн-рознице использовали только один способ приема безналичных платежей — путем прикладывания банковской карты[1] к терминалу в торговой точке. Только 3% в качестве единственного способа приема платежей подключали в магазинах оплату по QR-коду через СБП или приложение Pay to phone[2], с помощью которого смартфон используется в качестве терминала для оплаты.

Однако в начале 2023 года были и те, кто использовал в торговых точках сразу два способа приема платежей и более — 11% розничных компаний. К концу февраля 2024 года среди предпринимателей, торгующих в офлайне, два способа приема платежей и более подключили уже 52% розничных бизнесов.

Доля предпринимателей, которые для приема платежей в торговых точках использовали только терминал, за год сократилась до 36%. При этом выросла доля тех, кто в качестве единственного способа приема платежей в магазине использует QR-коды — с 3 до 9%, а Pay to phone — до 3%.

Леонид Назаров, руководитель управления продуктов Тинькофф Бизнеса:

«Выбор способа оплаты определяет покупатель. Но зачастую этого выбора в точке продаж вовсе нет: на руках есть телефон, а карта лежит дома либо с собой только наличные. А иногда карта покупателя включает слишком приятную программу лояльности — и оплачивать покупку иным способом невыгодно. Здесь продавец должен поддержать любой способ оплаты, если не хочет потерять покупателя. Поэтому наша приоритетная задача — расширение количества способов приема платежей, чтобы дать покупателю возможность оплачивать покупки так, как ему удобно».

Что касается приема платежей в интернет-магазинах, то, по данным сервиса интернет-эквайринга «Тинькофф Касса», более одного способа оплаты в феврале 2024 года используют 36% онлайн-предпринимателей. Остальные принимают платежи либо путем ввода данных банковской карты на сайте (37%), либо по QR-коду (27%). Помимо этих способов оплаты предприниматели активно подключают Pay-сервисы, которые позволяют платить в интернете без ввода реквизитов банковских карт.

Вячеслав Рябцев, руководитель Управления эквайринга Тинькофф, CEO Тинькофф Кассы:

«В настоящее время, по нашим данным, уже более 20% всех платежей в онлайне осуществляются с помощью альтернативных способов оплаты, в том числе Pay-сервисов. Сегодня наличие нескольких разных способов приема платежей является не просто конкурентным преимуществом, но и нормой для онлайн-предпринимателей».

Спрос покупателей на оплату покупок с помощью QR-кода

На конец февраля 2024 года каждый второй россиянин (55%) хотя бы один раз в месяц оплачивал свои покупки по QR-коду.

Каждый пятый покупатель, использующий QR-код, оплачивает этим способом более 10 покупок в течение месяца. Спустя год после начала использования QR-кода 66% покупателей продолжают оплачивать покупки этим способом.

Оплаты по QR-коду как альтернатива банковским картам

Доля оплат по QR-коду среди всех покупок в офлайне и онлайне, оплаченных различными способами приема платежей, увеличилась с 2% в январе 2023 года до 8% в феврале 2024 года. Ежемесячный объем покупок по QR-коду за этот же период увеличился с 5 до 14% от всего объема трат, совершенных покупателями в офлайне и онлайне различными способами платежа.

В 2023 году покупатели сделали по QR-коду в 5 раз больше покупок, чем в 2022 году, и в 53 раза больше в сравнении с 2021 годом.

За 2023 год обороты платежей по QR-коду оказались в 4 раза больше, чем за прошлый год, и в 15 раз — чем за 2021 год.

По данным сервиса искусственного интеллекта для аналитики и прогнозирования ETNA от Тинькофф, с декабря 2023 года к июлю 2024 года и число покупок, и обороты платежей по QR-коду увеличатся еще в 1,5 раза (или на 50%).

Илья Иванинский, директор Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета:

«QR-коды набирают популярность, потому что они обеспечили уже привычный для многих покупателей опыт платежа — когда для оплаты, кроме смартфона, больше ничего не нужно. Этот тренд поддерживается большинством крупных банков, которые запустили развернутый функционал оплаты по QR-коду. Кроме того, Центральный банк является активным сторонником платежей по QR-коду и, вероятно, будет дальше стимулировать всех использовать его. И в такой ситуации любой ретейлер, не предоставляющий возможность оплаты по QR-коду, фактически будет в проигрышном положении, создавая неудобства для своих клиентов. А это снизит количество и покупок, и покупателей.

QR-код позволяет сэкономить бизнесу на эквайринге. Это в первую очередь касается небольших ретейлеров, для которых эквайринг может быть дороже, чем для крупных сетей. Сэкономленные средства бизнес может оставить себе. А может частично поделиться с клиентами — начислить повышенные баллы, предложить собственные программы лояльности или дать дополнительную скидку на покупку. Это позволит предпринимателю повысить GMV и лояльность клиентов.

Более того, в других странах, например в Казахстане, востребован такой подход, когда в клиентский путь оплаты по QR-коду бесшовно встраивается услуга по предоставлению товара в рассрочку. В России сейчас немногие банки могут такое организовать, но эта возможность потенциально релевантна ретейлерам, торгующим как в офлайне, так и в онлайне. Например, офлайн-ретейлер может прямо на кассе при оплате по QR-коду встроить по договоренности с банком оплату товара в рассрочку, что значительно повысит популярность QR-кода как способа оплаты и только увеличит GMV бизнеса. Просто потому, что моментальная рассрочка повышает возможность клиента купить товар в моменте».

Популярные категории розницы среди всех оплат по QR-коду

Среди всех транзакций по QR-коду больше всего платежей этим способом в феврале 2024 года совершалось в категориях:

  • супермаркеты (23%);
  • маркетплейсы (14%);
  • такси (10%);
  • общепит (9%).

На конец февраля 2024 года через QR-коды россияне потратили больше денег на маркетплейсах, чем в супермаркетах, — 13% против 9% от всего объема трат, совершенных в офлайне и онлайне. Еще 5% приходились на общепит.

Оплаты через QR-код в сравнении с другими способами платежей

В феврале 2024 года наибольшие доли по числу покупок по QR-коду среди всех способов приема платежей приходятся на категории:

  • безналичные чаевые (74%);
  • ювелирные изделия (45%);
  • спорттовары (28%);
  • покупки на маркетплейсах (24%);
  • кинотеатры (18%).

Эти категории также лидируют по долям оборотов платежей через QR-код от всего объема трат, совершенных различными способами оплаты: безналичные чаевые (83%), ювелирные изделия (41%), спорттовары (33%), маркетплейсы (22%), кинотеатры и бытовая техника (по 20%).

Данила Трусов, руководитель направления CloudTips в компании CloudPayments (сервис группы Тинькофф):

«Безналичные чаевые перечисляются путем сканирования QR-кода на распечатанном чеке, носителе или смартфоне. После перехода на страницу оплаты пользователь выбирает сумму чаевых и способ оплаты — банковской картой, Pay-сервисами или QR-кодом через СБП. Различные Pay-сервисы есть далеко не у всех, а оплата картой зачастую требует от пользователя больше времени, чтобы ввести данные карты. Поэтому чаще всего выбор падает на уплату чаевых по QR-коду через СБП — перевод осуществляется за несколько секунд.

В остальных случаях, кроме QR-кодов, чаевые переводят с помощью различных сервисов, например CloudTips, интегрированных в интерфейс приложения или сайта. Так после курьерской доставки, заказанной через онлайн-сервис, в приложении покупателю предлагают оставить чаевые курьеру — клиент выбирает предложенную сумму или вводит приемлемый размер чаевых и перечисляет их».

Юлия Устьянцева, руководитель колл-центра СК «Кант» (клиент Тинькофф Бизнеса):

«В феврале мы запустили промо, где, оплачивая покупки по QR-коду, покупатель получал ощутимую сумму бонусов, которые можно применить при следующей покупке. Это позволило нам увеличить долю оплат с помощью QR-кода на 4% по отношению к январю.

При этом компании выгодно принимать платежи по QR-кодам еще и потому, что такой способ в несколько раз дешевле обычного эквайринга, а это очень ощутимо для среднего и крупного бизнеса. И для нас экономия на комиссии — возможность продумывать гибкие бонусные системы, улучшать сервисную часть».

Методология исследования

Аналитика собрана по обезличенным данным об операциях бизнес-клиентов, подключивших торговый или интернет-эквайринг в Тинькофф. Всего в блоке исследования о количестве используемых предпринимателями вариантов оплаты представлено шесть различных способов приема платежей, которые сгруппированы по трем группам:

  • Терминал — оплата путем прикладывания банковской карты к терминалу;
  • Pay to phone (P2P) — оплата банковской картой или по QR-коду через приложение для смартфона Pay to phone;
  • QR-код — оплата по QR-коду через Систему быстрых платежей: на терминале, в приложении Тинькофф Бизнеса, с помощью статичного QR-кода.

Доли предпринимателей в офлайн-рознице подсчитаны по факту использования в торговой точке одной из трех групп способов приема платежей. Также выделена доля тех, кто использует два и более способа приема платежей, то есть комбинацию из вариантов оплаты по трем группам.

Доли предпринимателей, торгующих в интернете, подсчитаны по факту использования на сайте интернет-магазина одного из способов приема платежей: путем ручного ввода банковской карты или по QR-коду. Также выделена доля онлайн-предпринимателей, которые подключили оба способа.

Аналитика по популярности оплат по QR-коду среди покупателей посчитана по количеству покупок и объемам трат физлиц — клиентов Тинькофф. В расчеты включены все транзакции и платежи, совершенные по QR-коду, в том числе СберQR.

[1]Банковские карты, привязанные к различным форм-факторам: пластиковые карты, смартфоны с NFC, платежные стикеры, кольца, брелоки и другие.

[2]Оплата в приложении производится прикладыванием банковской карты к смартфону или по QR-коду.

О Тинькофф Бизнесе
Тинькофф Бизнес — экосистема финансовых и технологических продуктов для малого, среднего и крупного бизнеса. Среди клиентов — более 1 млн предпринимателей и компаний по всей России.
Показать больше

Похожие новости