Озон образца 2024
📦 В 2023 год Озон вступал как довольно спорная компания, сжигающая деньги инвесторов. От запасов с IPO почти ничего не осталось, и я был уверен, что компанию будут вытягивать в прибыль. Так оно и вышло – ебитда оказалась положительной в 4.2 млрд рублей, но я даже не предполагал, что одновременно с переходом в грязную прибыль компания сможет еще и нарастить GMV значительно выше прогноза. Помню, как в начале года они закладывались на 80%, а получили:
🟢 Рост GMV на 111% до 1.75 трлн рублей г/г. Такой внушительный рост обеспечил
🟢 Рост Выручки на 53% г/г до 424,3 млрд рублей, причем выручка от оказания услуг увеличилась на 81% до 257,6 млрд, в то время как выручка от продажи товаров составила 166.7 млрд или на 23% выше г/г. Теперь можно сказать, что Озон – не ритейлер, а IT компания, предоставляющая площадку для встречи продавцов и покупателей. При этом выручку от услуг можно еще разбить на
🟢 Рост комиссий маркетплейса составил 50% до 159.7 млрд, а реклама выстрелила на 168% до 70.4 млрд. Это именно то, ради чего Озон так рьяно наращивает GMV. Больше товаров проходит через маркетплейс- выше доход от комиссий. Больше покупателей пользуются сервисом – выше доход от рекламы. На текущем этапе развития Озон ужимает свой комиссионный доход для стимуляции продаж и наращивания оборота. Например, субсидирует за счет своих комиссий с продавца покупки для клиента. При увеличении оборота компания может позволить себе продолжить снижать комиссии в борьбе за долю рынка, а по достижению цели постепенно возвращать их на место, наращивая прибыль.
🟢 По итогам 2023 года число активных покупателей составило 46 млн человек (+31% г/г) при 450 тысячах продавцов (х2 г/г). Компания ужесточила требования к учету активных покупателей по количеству заказов, поэтому при относительно скромном росте покупателей прошло удвоение количества заказов до 966 млн. Этому также способствовал и рост ПВЗ в 2.5 раза до 45 тысяч точек. Достаточно удобная инфраструктура.
OZON часть II
🔼 Что меня особенно порадовало – уверенный рост операционного денежного потока. Если бизнес способен генерировать деньги от операционной деятельности, то он способен жить. В прошлые года OCF был нестабильным и сваливался в отрицательную зону. В текущем году он во многом сформирован за счет кредиторской задолженности, но все же с ростом бизнеса мы будем видеть все более лучшие показатели. И теперь в дополнении к мультипликатору P/S = 1.84 мы можем сформировать представление о стоимости бизнеса через P/OCF = 8.9 – т.е. Озон сейчас стоит почти 9 лет генерации операционного денежного потока. Это не мало, но для таких темпов роста может быть справедливо.
🎯 Цели на 2024 год Озон обозначил как +70% по обороту и положительная ебитда. Пока есть куда расти, Озон будет инвестировать в инфраструктуру и работать на грани своих финансовых возможностей с генерацией чистых убытков. Цель в 70% по обороту выглядит реалистично. Все же удвоиться с 800 млрд не то же самое, что удвоиться с 1.7 трлн. Однако напомню, что по данным Ассоциации Компаний Интернет-Торговли (АКИТ), объем рынка в перспективе 4 лет может утроиться. Озон растет быстрее рынка и места ему может хватить для опережения плана.
🎲 Цель по маржинальности на горизонте 3-4 лет — процента 3-4% от GMV. Со временем инвестиции в рост прекратятся, снизят удельные расходы на маркетинг, обработку заказов и тогда сможем посмотреть насколько компания может быть прибыльной. Если пофантазировать и компания конвертирует 3% GMV в ебитда по итогам 2024 года, то EV/Ebitda составил бы около 10, что в общем то и не дорого. Но вряд-ли ужимание расходов начнется ранее, чем через 3 года. А эту цифру стоит иметь ввиду на будущее.
🤝 Если вы долгосрочный инвестор, то Озон можно набирать в портфель с горизонтом 5 лет. Мне же, среднесрочнику, текущие цены дороговаты и в идеале покупал бы ниже 3к. Главное, что в этих бесконечных убытках начал быть виден свет.
#OZON $OZON #учу_в_пульсе #новичкам #хочу_в_дайджест #прояви_себя_в_пульсе