Москва, Россия — 11 июня 2021 года.
Большинство состоятельных клиентов «Тинькофф Инвестиций» обладают активами более 30 млн рублей. Тинькофф Инвестиции выяснили, во что предпочитали инвестировать и сколько успели заработать на своих вложениях миллионеры. Портрет составлен на основе исследования нескольких тысяч клиентов, имеющих на брокерском счете
Основные выводы:
Портрет
Большинство состоятельных инвесторов — руководители или бизнесмены. В среднем они старше и образованнее инвесторов массового сегмента.
Если среднему розничному инвестору 33 года, то среднему премиальному — 41 год. Более 75% миллионеров — от 28 до 48 лет, еще порядка 21% старше 48 лет.
Если численность категории
Таким образом, средний возраст
36% премиальных инвесторов занимают руководящие должности, еще 31% владеют собственным бизнесом. Сотрудниками компаний представились 20%, 11% заявили, что не работают, а остальные 2% назвали себя пенсионерами.
Высшее образование имеют 94% миллионеров, из них 14% получили второе высшее или имеют ученую степень. Среднее образование получили порядка 6% клиентов.
Доля премиальных
Более половины состоятельных инвесторов — 56% — состоят в браке, у примерно 50% есть дети. Инвесторы, состоящие в браке, ожидаемо более консервативны по сравнению с теми, кто в нем не состоит.
Что касается
География
Наиболее активными пользователями сервиса являются жители Москвы,
Наибольшее число миллионеров, как и массовых инвесторов, заходит в приложение Тинькофф Инвестиций из Москвы,
После России в списке стран, откуда чаще всего заходили в приложение Тинькофф Инвестиций, у миллионеров идет США,
Портфель
Относительно консервативные инструменты — дивидендные акции, еврооблигации, рублевые облигации и ETF — занимают 48% в портфеле.
Основным инструментом инвестирования у миллионеров, как и у розничных клиентов, являются акции:
Вторым по популярности инструментом у состоятельных инвесторов являются фонды и зарубежные ETF, а третьим — облигации.
ETF и другие фонды есть в портфелях у 44 и 26% клиентов соответственно. В облигации российских компаний инвестирует порядка 35% клиентов — вдвое больше, чем в зарубежные бонды. В сложные инвестиционные инструменты вкладывают 11% миллионеров.
Более выраженный, чем в массовом сегменте, интерес миллионеров к сложным инструментам связан с их в среднем более высоким уровнем образования и профессиональными достижениями. Большинство
В 2021 году в плюсе порядка 75% инвесторов-миллионеров — в общей сложности они заработали свыше 14 млрд рублей.
Массовые vs премиум
Миллионеры в среднем совершают сделки чаще, чем инвесторы массового сегмента.
Если в предпочтениях по секторам и инструментам между массовым и премиальным инвестором заметной разницы нет, то их поведение отличается. Миллионеры более активно управляют своим портфелем и тестируют новые идеи, поэтому количество сделок у них выше. В месяц от 10 до 40 сделок совершают 22% розничных инвесторов и 34% премиальных.
В социальной сети «Пульс» миллионеры тоже ведут себя активнее. Если среди массовых инвесторов хотя бы один пост в этом году написали 9%, то среди премиальных — почти 18%. Комментарии под постами оставляли 13% розничных инвесторов и 30% премиальных.
Миллионеры также в целом активнее пользуются приложением Тинькофф Инвестиций. Новостную ленту, которая включает в себя информационные материалы от ведущих агентств, прогнозы рынка и аналитические отчеты, читают ежемесячно 85% премиальных инвесторов, в то время как в массовом сегменте — 21%. «Полки» — каталог бумаг в приложении Тинькофф Инвестиций — миллионеры просматривают в среднем вдвое чаще.
Акции
Портфели акций
Основную долю в обороте — более 75% — занимают операции с зарубежными и российскими акциями. Лидером по активности клиентских сделок стала Tesla, на которую пришлось 18% от оборота,
Портфели акций клиентов высоко диверсифицированы — на акции Alibaba приходится около 4,5%, Tesla — 2,9%, TCS Group — 2,9%, Apple — 1,8%, Норильский никель — 1,4%.
Клиенты, назвавшие себя сотрудниками и неработающими, наибольшую часть портфеля инвестировали в Tesla, тогда как руководители и предприниматели предпочли вложиться в Alibaba, а пенсионеры — в Apple и обыкновенные акции Сургутнефтегаза.
Другие инструменты
Альтернативой акциям чаще всего служат облигации и ETF.
В поисках новых возможностей премиальные инвесторы также активно вкладываются в IPO. Наиболее активное участие они принимают в первичных размещениях компаний новой экономики (например, Ozon и Fix Price), а средний чек почти в восемь раз выше, чем в IPO компаний из промышленного сегмента.
Аналогичная картина наблюдается в облигационных размещениях. Средний чек участия в первичном размещении
Не меньший интерес у молодых миллионеров вызывают эксклюзивные истории, которые позволяют инвестировать в перспективные компании на ранней стадии их развития. Этим можно объяснить высокий спрос на инструменты DPO (direct public offering) и SPAC (special purpose acquisition company), которые, по своей сути, позволяют инвестировать в компании, которые претендуют стать лидерами отрасли через несколько лет.
Мужчины/женщины
Если мужчины больше инвестировали в потребительский сектор, то женщины — в компании финансовой отрасли.
«Женский» топ по весу в портфеле отличается от мужского: больше всего средств состоятельные девушки вложили в финансовый сектор, потребсектор и ИТ, тогда как мужчины — в потребсектор, ИТ и телеком.
Если основные фавориты на рынке акций у мужчин и женщин совпали,
Хотя доля инвесторов в зарубежные акции среди мужчин и женщин примерно одинакова, в «мужском» портфеле их вес заметно выше, чем в «женском», — 62% против 42%. Вторым по распространенности после зарубежных акций инвестиционным инструментом у мужчин являются акции РФ — они есть в портфелях 63% инвесторов. Заметно большую долю средств — порядка 31% — женщины инвестировали в зарубежные облигации. У мужчин на них приходится всего 3% портфеля. Женщины совершают сделки с иностранными акциями чуть активнее мужчин. В российских акциях, напротив, мужчины лидируют.
Активно следя за рынком и выбирая моменты для входа, и мужчины, и женщины с начала мая увеличили долю средств в кэше. У женщин она выросла с 7,2 до 10,1%, тогда как у мужчин — с 3,7 до 14,3%.
Предпочтения по возрасту
Молодежь держит заметную долю активов в кэше, однако в целом имеет высокий аппетит к риску, с возрастом он снижается.
Три четверти наиболее молодых миллионеров — 75% — имеют агрессивный риск-профиль, что означает готовность делать сделки, которые могут принести, как высокий доход, так и убыток. С возрастом аппетит к риску постепенно снижается: в группе
Российские акции имеют наибольший вес в портфеле у инвесторов от 38 до 48 лет, тогда как наиболее высокая доля иностранных акций в портфелях у категории
У самой молодой группы инвесторов наибольший вес в портфеле имеет Virgin Galactic, а
В группе до 28 лет также наибольшая доля кэша — 13%, притом что у остальных — менее 10%.
В качестве альтернативы акциям инвесторы с 18 до 38 лет чаще всего выбирали ETF, тогда как более старшие относительно больше инвестировали в облигации.
Различия по роду занятий
Руководители инвестируют в российские акции чаще, чем предприниматели.
Клиенты, назвавшие себя руководителями, инвестируют в российские акции несколько больше, чем предприниматели, — 15% против 12%, а предприниматели чаще руководителей вкладывают в ETF — 8,7% против 6,6%.
Наибольший вес российские акции имеют в портфелях пенсионеров — более 18%.
Похожие новости